Энциклопедический словарь
Фе́йербах Людвиг (1804-1872), немецкий философ. Первоначально последователь Г. В. Ф. Гегеля, затем (1839) подверг его критике с позиций «антропологической» философии, в центре которой - человек, трактуемый как «чувственное», эмоциональное и любящее существо. В основе этики - любовь как диалог «Я» и «Ты». Религию истолковывал как самоотчуждение человека, проекцию его желаний. Оказал влияние на левое гегельянство и К. Маркса. Основные сочинения: «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1851).
* * *
ФЕЙЕРБАХ Людвиг - ФЕ́ЙЕРБАХ Людвиг (1804-72), немецкий философ. Первоначально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию. В центре философии Фейербаха - человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид (см. Антропологизм (см. АНТРОПОЛОГИЗМ)). Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого - чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством «религии любви» (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты). Основные сочинения: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1851).
Большой энциклопедический словарь
ФЕЙЕРБАХ Людвиг (1804-72) - немецкий философ. Первоначально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию. В центре философии Фейербаха - человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид (см. Антропологизм). Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого - чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством "религии любви" (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты). Основные сочинения: "К критике философии Гегеля" (1839), "Сущность христианства" (1841), "Основы философии будущего" (1843), "Сущность религии" (1851).
Энциклопедия Кольера
ФЕЙЕРБАХ Людвиг (Feuerbach, Ludwig) (1804-1872), немецкий философ-гуманист, идеи которого повлияли на становление взглядов К.Маркса. Родился 28 июля 1804 в Ландсхуте (Бавария) в семье видного юриста - Пауля фон Фейербаха. Учился в городской гимназии, в 1823 поступил в Гейдельбергский университет на теологический факультет. Неудовлетворенный качеством преподавания в Гейдельберге, продолжил учение в Берлине, где слушал лекции Гегеля и на долгие годы стал его последователем, а окончил учебу на естественнонаучном факультете в Эрлангене. Позднее писал об этом периоде: "Я променял теологию на философию. Вне философии нет спасения... Я бежал от общества богословов, и теперь в числе моих друзей такие умы, как Аристотель, Спиноза, Кант и Гегель". В 1828, защитив диссертацию О едином, всеобщем и бесконечном разуме (De ratione una, universali, infinita), Фейербах получил должность приват-доцента Эрлангенского университета, преподавал метафизику, логику и историю философии. После анонимной публикации скандальных Мыслей и смерти и бессмертии (Gedanken ber Tod und Unterblichkeit, aus den Papieren eines Denkers nebst einem Anhang theologisch-satirisch Xenien, 1830), в которых он отрицал истинность представлений о загробной жизни и личном бессмертии, Фейербах был уволен с должности и более не мог продолжить академической карьеры, хотя опубликовал в дальнейшем ряд значительных произведений, в частности труды: История новой философии от Бэкона до Спинозы (Geschichte der neuern philosophie von Bacon von Verulam bis Benedict Spinoza, 1833), О Лейбнице (Darstellung, Entwicklung und Kritik der Leibnizschen Philosophie, 1837), О Пьере Бейле (Pierre Bayle. Ein Beitrag zur Geschichte der Philosophie und Menschheit, 1838). Впоследствии, в течение четверти века, жил вдали от немецких культурных и академических центров - в деревне Брукберг (Тюрингия), однако при этом сотрудничал с философскими журналами - "Галлескими ежегодниками по вопросам немецкой науки и искусства" ("Hallische Jahrbcher fr deutsche Wissenschaft und Kunst") и "Ежегодниками по вопросам научной критики" ("Jahrbcher fr wissenschaftliche Kritik") (т.н. "Берлинскими ежегодниками"), в которых публиковал яркие рецензии. Преследовался цензурой, в частности, запрету подверглись его книги О философии и христианстве (ber Philosophie und Christentum, 1839) и Предварительные тезисы к реформе философии (Vorlufige Thesen zur Reform der Philosophie, 1842), где он развивал идеи о том, что "вера в Христа есть вера в человека", поскольку "Христос был человек". Известен тезис Фейербаха: "Человек человеку Бог". Новый этап в идейном развитии Фейербаха наступил после 1839, когда он написал К критике философии Гегеля (Zur Kritik der Hegel'schen Philosophie, 1839) и свою самую известную работу - Сущность христианства (Das Wesen des Christentums, 1841), в которой обрушил всю тяжесть материалистической и, следовательно, атеистической критики на христианские воззрения и развивал новую "религию любви". "Верить ты можешь без подтверждения исповедания своей веры делом, - писал он, - ведь верой ты обладаешь только для самого себя, любить же ты не можешь без исповедания своей любви, не обнаруживая ее, не реализуя ее, ибо любовью ты обладаешь не для себя, но для других". "Что это за умонастроение, что это за религия - религия любви? Это такое умонастроение, при котором человек в любви находит покой для своей души, разрешает загадку своей жизни, достигает конечной цели своей жизни, таким образом, обретает в любви то, что христианин искал в вере помимо любви". "К чему сводится мой принцип? К Я и к другому Я, к "эгоизму" и к "коммунизму", ибо и то и другое так друг с другом связаны, как голова и сердце. Без эгоизма у тебя не будет головы, без коммунизма - сердца". Перу Фейербаха принадлежат также труды - Писатель и человек. Ряд юмористически-философских афоризмов (Abaelard und Heloise, oder der Schriftsteller und der Mensch. Eine Reihe humoristisch-philosophischer Aphorismen, 1934), Основные положения философии будущего (Grundstze der Philosophie der Zukunft, 1843), Сущность религии (Vorlesungen ber das Wesen der Religion, 1845), Теогония (Theogonie nach den Quellen des classischen, hebrischen und christlichen Altertums, 1857) и др. Под конец жизни мыслитель впал в нужду, переселился в окрестности Нюрнберга, заинтересовался идеологией марксизма и социализма и за два года до смерти вступил в социал-демократическую партию. На связь идей Маркса с идеями Фейербаха указывает ряд общих мест. Например, у Фейербаха мы читаем: "Моим первым желанием было сделать философию общечеловеческим делом. Но кто однажды вступает на этот путь, неизбежно приходит в конце концов к тому, чтобы сделать человека предметом философской деятельности и отринуть самое философию, так как она только потому станет общечеловеческим делом, что она перестанет быть философией. Когда-то целью жизни для меня было мышление, теперь же жизнь является для меня целью мышления. Истинная философия заключается не в том, чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей". Сходные идеи развивал и Маркс в известных "Тезисах о Фейербахе" (1845). Умер Фейербах в Рахенберге близ Нюрнберга 13 сентября 1872.
ЛИТЕРАТУРА
Фейербах Л. Сочинения, тт. 1-2. М., 1955 Фейербах Л. История философии. Собрание произведений в 3-х томах. М., 1967
Афоризмы
Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804 - 1872)
Немецкий философ-материалист, атеист.
Афоризмы, цитаты -
Фейербах Людвиг - биография (Feuerbach)
Жизнью следует наслаждаться как превосходным вином, глоток за глотком, с передышкой. Даже лучшее вино теряет для нас всякую прелесть, мы перестаем его ценить, когда пьем как воду.
Всякий есть что он ест.
Где появляются глаза и руки, там исчезают боги.
Первая твоя обязанность заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливыми и других.
Настоящие писатели - совесть человечества.
Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить - одно и то же.
Именно самые простые истины человек постигает позже всего.
Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека.
С книгами бывает то же самое, что и с девицами. Самые лучшие, самые достойные залеживаются. Но в конце концов является человек, оценивший их и извлекающий их из мрака неизвестности к свету прекрасной деятельности.
Чтобы познать человека, нужно его полюбить.
Ничем не может человек распорядиться в большей степени, чем временем.
Там, где прекращается желание, прекращается и человек.
Любовь к науке - это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью ученого.
Полезные сервисы